четверг, 18 марта 2010 г.

Новые педагогические идеи и действующий стандарт: есть ли противоречия?

Условия формирования методологической компетентности учащихся заложены в целевых установках федерального компонента государственного образовательного стандарта (формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной индивидуальной и коллективной деятельности, опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории). Таким образом, стандарт не только не ограничивает включение в практику преподавания надпредметных «больших идей», но и прямо декларирует необходимость овладения общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры.

Базовыми требованиями стандарта являются достижение выпускниками уровня функциональной грамотности по всем предметным направлениям и подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Ключевыми принципами стандарта становятся последовательная индивидуализация обучения, ориентация на деятельностный компонент образования. В стандарте среднего полного общего образования приоритетными признаны такие виды деятельности учащихся, как познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивная.

Деятельностный подход, в свою очередь, предполагает оценивание не только результатов обучения, но и усилий, приложенных учащимся к конструированию нового знания. Условия, в которых протекал процесс обучения должны учитываться в ходе контроля и оценки всех продуктов учебно-познавательной деятельности учащихся.

Наиболее эффективно и адекватно определить индивидуальные достижения каждого учащегося можно используя задания, предполагающие обратную связь, работу в парах, малых группах, командах. При этом точный подбор заданий, учитывающих возраст и интересы учащихся, стимулирует деятельность обучаемых по достижению требуемых образовательных результатов.

Личностно-ориентированное обучение, и, в частности, метод проектов как интегрирующая для активных форм обучения технология в наибольшей степени соответствуют требованиям, предъявляемым к образовательным системам постиндустриального мира.

Завершая пост :) хочу отметить, что декларируемые в стандартах цели реализуются на практике недостаточно эффективно, по-прежнему в школах преобладает знаниевый подход. А с переходом на новые формы итоговой аттестации актуальность этой проблемы только возрастает.

Использованы следующие публикации:
— География. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. — М.: Вентана-Граф, 2007. — 192 с.
— Фишман И. С., Голуб Г. Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. — 244 с. — Режим доступа: http://www.mega.educat.samara.ru/builder/files/lab/c_76755/36426.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий