суббота, 27 марта 2010 г.

Инструменты для совместной работы в сети: размышления по поводу

Этот пост написан в ходе выполнения седьмого задания седьмого занятия третьего модуля.

Плюсы и минусы средств для совместной работы в сети хорошо проанализированы в шестом занятии третьего модуля. Для наглядности я добавил в предложенную сравнительную таблицу комментарии по каждой позиции (см. Сравнение интерактивных ресурсов для совместной работы в сети).

Документ «Сравнение интерактивных ресурсов для совместной работы в сети» на Scribd

Особенности каждого из инструментов совместной работы определяются целями их создания. И если блоги первоначально были лишь личными сетевыми дневниками (теперь акцент смещается на получение обратной связи), сервисы для онлайн-редактирования разрабатывались для работы с документами без установленного офисного пакета, то вики-среда изначальна была ориентирована на коллективную работу.

Вести обсуждение проекта на всём его протяжении, проводить исследования при помощи опросов, иллюстрировать идеи и решения публикуя мультимедийный контент удобнее всего в блоге (или в сетевом сообществе). Блог проекта может быть использован для выработки общих подходов к пониманию ключевых понятий проекта через обсуждение, публикацию ссылок, текстов, графики и мультимедиа. На сегодняшний день существует множество открытых и закрытых платформ для ведения блогов (таких, как WordPress, Joomla, Drupal), масса компаний предоставляет на различных условиях блог-сервисы (например, Живой журнал, Diary.ru, MySpace, Facebook, Blogger) для самых разных целей и потребностей пользователей. Всё большее распространение получают сообщества (группы) пользователей блог-сервисов. Ещё одна тенденция последних лет — стремительный рост числа пользователей микроблогов (самый популярный — Twitter). В Википедии есть достаточно подробная статья о блогах.

Планируя проект, коллекционируя ресурсы и систематизируя полученные данные в вики-среде можно не только упростить самые сложные виды работ, но и создать справочную систему, тезаурус (и даже энциклопедию) проекта. Вики-среда может быть использована для составления плана работы, отбора источников, накопления знаний и фактов, отработки критериев оценивания. Популярнейшим движком для вики является MediaWiki. Как мне стало известно из сообщений членов нашей группы, именно работа в вики вызывает больше всего вопросов. Самые подробные инструкции по редактированию статей, загрузке файлов, созданию ссылок, правилам совместной работы можно найти в справочной системе Википедии. Думаю, что смогу найти ещё что-нибудь интересное о вики и обязательно посвящу этой теме пару постов.

Сервисы онлайн-редактирования документов офисного формата, разрабатывавшиеся первоначально как замена десктопным офисным пакетам со временем стали ещё одним инструментом совместной работы. Они замечательно подходят для разработки инструментов исследования (конструкторы форм и опросов), коллективного анализа данных (табличные процессоры), составления промежуточных и итоговых отчётов (текстовые редакторы) и подготовки презентационных материалов (редакторы презентаций). Рабочий вариант презентации может быть разработан с использованием средств онлайн-редактирования. Наиблольшей популярностью пользуется сервис от Google, но существуют и другие независимые сервисы, а также онлайн-версии традиционных десктопных пакетов, включая Microsoft Office.

Новыми средствами для совместной работы становятся общие календари, планировщики задач и веб-сервисы, разработанные специально для управления проектами. Отличные возможности для совместного планирования и работы предоставляют и социальные сети (такие, как Facebook), и многопрофильные компании (например, Google Календарь) и сервисы, специально разработанные для этих целей (загляните на Teamer — всё очень просто).

Формальную активность школьников помогают отследить такие инструменты как личные профили, страницы обсуждений и личного вклада участника. Для того чтобы повысить результативность совместной работы следует разработать план (график, диаграмму Ганта и пр.) необходимых действий на общих ресурсах проекта с указанием ключевых элементов на каждом этапе. Аналогичный подход реализован в оболочке нашего дистанционного курса :).

И конечно, как и в любой совместной работе, главное — не технологии, а команда, учёт индивидуальных особенностей её членов, использование посредством информационных технологий эффективных методов управления и технологий организации взаимодействия.

Удачных проектов и дружных команд всем, кто сюда заглянул и дочитал до конца!

Комментариев нет:

Отправить комментарий